Главная » НОВОСТИ » 20. 11. 2015

О Персоне. Материалы семинара

  О ПЕРСОНЕ

Центральной частью личности является Эго. Под Эго понимается комплекс идей и представлений, составляющий для личности поле его сознания, и который обладает высокой степенью непрерывности и тождественности (идентичности) с самим собой. Эго также является комплексом (эго-комплекс). Эго – это некоторая точка отсчета. Основная характеристика Эго – индивидуальность, т.е. способность поддержать свою идентичность. 
Персона – приспособительная система личности, отвечающая за связь с внешним миром. Персона не является самой личностью. Персона представляется «кожей» Эго, т.е. «одеждой», в которую одевает Эго.
Юнг считал Персону фрагментом коллективной психики.

Персона – это та сторона личности, которой мы становимся в результате аккультурации, обучения и приспособления к нашему физическому и социальному окружению. 
С психологической точки зрения, Персона является функциональным комплексом, чья функция состоит как в утаивании, так и в демонстрации сознательных мыслей и чувств человека другим. 
Как комплекс, Персона обладает значительной автономией и не находится под полным контролем Эго. 
Персона упрощает случайные контакты и сглаживает возможные неловкости и социальное напряжение. Так, играя свою роль много раз, актер проговаривает ее, часто просто механически повторяя заученные слова. Если вас кто-то спросит дождливым утром: «Как дела?», вы, не задумываясь, ответите: «Нормально, а как у вас?».

Юнг обнаружил два источника Персоны:
Ожидания и требования окружения, включают:
1. Необходимость быть человеком определенного сорта, вести себя согласно социальным обычаям группы, 
иметь некоторые представления о природе реальности (например, соглашаться с определенными религиозными учениями). 
2. Социальные стремления и амбиции самого человека. Для того чтобы общество могло влиять на поведение и установки человека, он должен стремиться принадлежать к обществу. Эго должно быть мотивировано принимать такие роли и черты, которые общество требует и предлагает в ином случае их просто избегать.

Для того чтобы начала формироваться Персона, между человеком и обществом должно быть достигнуто согласие. Иначе человек будет жить изолированно на периферии культуры, оставаясь навсегда своего рода трудным подростком во взрослом мире. Это нечто другое, нежели герой-бунтарь, который идет своим путем и игнорирует социальные нормы. 
Существует множество ролей, которые можно играть. Чем престижнее роль, тем сильнее стремление к идентификации с ней.
Ролевая идентифи­кация обычно мотивируется честолюбием и социальными стремлениями: например, человек, избранный в депутаты, получает роль, обладающую высокой коллективной ценно­стью и огромным престижем. С этой ролью приходят известность, почести и слава, человек имеет тенденцию сливаться с этой ролью до такой степени, что ожидает, что даже его близкие друзья будут демонстрировать ему явное уважение.

Находясь в социуме, Эго вынуждено выбирать Персону для идентификации, причем непреднамеренно. Люди оказываются в окружении, где им необходимо выжить, и большинство из них старается выдвинуться. Важными факторами являются наличие старших братьев или сестер и пол: маленькие мальчики или девочки наблюдают за другими детьми и подражают им. 
Пол – один из важных факторов, по которым мы выделяем себя и строим свою Персону с малых лет. Малыш понимает, что отношение к нему зависит от того, насколько его поведение соответствует требованиям его пола. Формируется адекватная установка в терминах привлекательности для противоположного пола. Ролевые детские игры также способствуют идентификации.

"Закутанная в ткани" Персона отражает проекции, которые берут начало в комплексах (например, в родительском) и которые возвращаются субъекту посредством интроекции и включаются в Персону. 
Влияние родителей на Персону сохраняется всю жизнь, потому что они проецируются на мир из наших родительских комплексов и постоянно адаптируются посредством нашей Персоны. Мы все остаемся хорошими мальчиками и девочками даже тогда, когда можно ими и не быть.

Почему Персона так сильно «пристает», привязывается к людям?
- Персона идентифицируется с личностью. Это предполагает психосоциальную идентичность. 
- Персона защищает от стыда, а его избегание является, возможно, сильнейшим мотивом ее развития и сохранения. Рут Бенедикт в своих исследованиях выделяла два типа культуры. Западные народы характеризуются культурой вины, а восточные — культурой стыда. В последней больший акцент делается на Персону в том смысле, что, если кто-то теряет лицо, это равносильно смерти. Потеря лица ввергает человека в кризис. Совсем иная ситуация в культурах вины, где вина может быть смягчена или переложена: виновник платит определенную цену и вновь возвращается в общество.
Вина разъедает, а стыд уничтожает чувство собственной ценности. Стыд — более примитивный и потенциально более разрушительный тип эмоций. Мы переживаем чувство вины или сильного стыда от совершаемых нами поступков, когда они не согласуются с Персоной. Таким образом, в личности проявляется Тень.

Интеграция Персоны:
Интеграция Персоны невозможна без интеграции Тени в контексте процесса индивидуации.
Создание психологической дистанции между эго-комплексом и Персоной, чтобы более не быть одержимым ею.
Коллективные ценности, принадлежащие области Персоны, вступают в конфликт с теневыми аспектами Эго, которые принадлежат инстинктивной индивидуальной природе человека (фрейдовское Ид), в конфликт вмешивается также нечто, идущее от архетипов и бессознательных комплексов. Поскольку содержание Тени не понимается Персоной, то конфликт может быть неистовым.
Юнг придерживался мнения, что если между двумя полюсами есть напряжение, то разрешение становится возможным тогда, когда Эго позволит существовать им обоим и создаст внутренний вакуум, в котором бессознательное может предло­жить творческое решение в виде нового символа.
Люди развиваются, проходя терапию и преодолевая жизненные трудности, они перерастают старые конфликты, принимая новую Персону и интегрируя отторгнутые части своей личности.
Персона как инструмент адаптации предлагает большой потенциал для изменений. Она может становиться все более гибкой, давая возможность Эго изменять старые паттерны реагирования.

 
 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2018, Садыкова А.Ж.

sitemap.xml

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ