Сказка «Однорукая девушка», как пример символического выражения трансформации личности в процессе анализа

Доклад на V научно-практической конференции Общества развития аналитической психологии

«Символы в терапевтическом процессе. Аналитический взгляд»

4 июня 2016 г.

«Сказка «Однорукая девушка», как пример символического выражения трансформации личности в процессе анализа»

 

 

Последнее золото в вине растворись!

Открой мне ты правду - желаю я знать!

Покажи мне то кладбище, что таится в тиши,

И путь очерти, что предстоит впереди!

На примере сказки "Однорукая девушка" представлена трансформация комплексов и травм в процессе анализа. Эта сказка написана клиенткой в творческом порыве, и представляется ей выражением в символической форме итогов работы души на данном этапе ее жизненного пути. Сказку можно прочитать в разделе "Библиотека"

СИМВОЛ (от греч. Σύμβολον) – знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема. Символ – знак, который связан с обозначаемой им предметностью. Знак-символ является не только средством для указания на предмет, но также и источником смысла.  Интерпретация знака-символа не допускает конечных процедур и однозначной «расшифровки», но в то же время предполагает существование конкретного смысла и исключает произвольность толкования (из философского словаря).

В отличие от образа, символ не самодостаточен и «служит» своему предмету, требуя не только переживания, но также проникновения и толкования. Художественный образ приобретает символическое звучание.

Рука – это то, что сделало нас людьми, поэтому ее образ может восприниматься как знак присутствия человека и освоения им пространства, но и как символ его креативных способностей, отличающих Homo sapiens от его предков из царства животных. Рука выражает способность сохранять жизненный опыт. Не имея хотя бы одной руки, человек теряет много возможностей в реализации своих планов и ограничен, в отличие от физически полноценных людей. В представленной сказке главная героиня не имеет левой руки. Знак левой руки в первобытном искусстве считался символом женского начала. Вспомним также, что Ева произошла от левого ребра Адама. У нас до сих пор принято мужскую одежду застегивать справа налево, а женскую — слева направо. К. Эстес считает, что отрастание новых рук знаменует новый, полноценный способ бытия женщины в мире.

В сказке много образов, которые представляют собой аспекты расщепленного Материнского комплекса. Три страны, которые должна была пройти героиня сказки, и в каждой стране она по кусочкам как бы собирала себя через познание своих сил и способностей.

В реальной жизни клиентки ее мать требовала от нее невозможного. Она должна была влиять на отца, заботиться о доме. В сказке Рамина избавила Королеву от заклятия с помощью золотого гребешка и зеркальца, которые она отлила из золота, найденного в пещере. Первые годы анализа клиентка не чувствовала свою женственность, как будто это у нее отняли ее, как в сказке - «В прошлом году королеву Лазурита посетил знатный, красивый и богатый гость. Он обманом соблазнил её, а ночью когда королева спала, отрезал её прекрасные длинные локоны, превратив королеву в уродливую старуху».

На протяжении всей сказки появлялись женские персонажи, которые ЗНАЛИ, как правильно – Старуха-Мудра, ведунья из королевства Лазурит, мать Эджеральда. А также женские образы, символизирующие негативную часть Материнского комплекса – ведьма Арахмена, королева Зехнелла, которая была сама символом расщепленности (когда все атрибуты женственности были на месте, она была добрая, но лишившись волос, она стала злой), и собственно ее мать, которая лежала в могиле на кладбище под плитой, будучи одновременно и мертвой, и еще не мертвой.

В процессе анализа клиентка стала замечать возможности, которые ей предоставляла судьба, у нее появились подруги, она завершила свою учебу в университете на красный диплом, найти работу, стала задумываться об отношениях с противоположным полом.

Замечу, что всю сказку героиня что-то делает, созидает, помогает, движется к какой-то цели. Весь процесс анализа клиентки был похож на непрерывную работу души, как будто у нее внутри круглосуточно работал огромный завод по переработке сырья в некие продукты.  Я восхищаюсь тем мужеством и упорством, с которыми она работала над собой. Как будто ее душа знала, что она родилась целостной, и нужно только найти потерянную руку. И она готова пройти все испытания, чтобы достичь этой целостности, т.е. найти себя.

Ресурсом для клиентки стала возможность писать. Она стала вести дневник, в который записывала свои сновидения, образы, которые к ней приходили. С ними она работала в активном воображении. В ней открылся дух творчества, который в свой сказке она представила в виде загадки, которую надо было отгадать, чтобы пройти к конечной точке пути. И отгадал эту загадку Эджеральд (позитивный аспект Анимуса клиентки):

Я синее пламя, что скрыто внутри.

Под водною гладью живу я в тиши.

Прядя из нити воды и зари золотой,

Причудливые образы жизни моей.

Но время пришло, и рвусь я скорей

Возвысить прекрасные души людей.

И как только дух творчества освободился, у клиентки в ее переживаниях себя и других, в ее событийности пошли быстрые и глубокие изменения.

Кульминацией сказки стала борьба чудищем, который выскочил из могилы матери.  главная героиня сказки вступила в бой с ним, который в конце концов и оказался заколдованной матерью. Рука вернулась к ней, она встретилась со своей матерью, узнала о себе и своей семье то, что «забыла» из-за заклятья демона Психиза, встретила своего суженного.

Таким образом, для клиентки, образ однорукой девушки, прошедшей столько испытаний, прислушивающейся к своему внутреннему голосу в виде Старухи-Мудры и др. персонажей сказки, не потерявшей силы духа и надежду, стал СИМВОЛОМ самой себя на данном этапе ее жизненного Пути, той настоящей части себя, которую мы называем САМОСТЬ.

P.S. Сказка и материалы анализа используются с разрешения клиентки.

Иллюстрации © Шанкибаевой Г.

Использованная литература и материалы:

1. Сказка об однорукой девушке. Айзи Фолк

2. Новая философская энциклопедия. http://iph.ras.ru/elib/2711.html

3. http://www.nlobooks.ru/node/3296#sthash.d0ZD054n.dpuf

4. Эстес К. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М., 2003

5. Материалы клинической практики докладчика.

 
 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2016, Садыкова А.Ж.

sitemap.xml

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ